Трудно поверить, что мы доживем до того времени, когда на Белом море появится цивилизованная яхтенная инфраструктура. А пока эту удивительно красивую акваторию осваивают пионеры-одиночки на финских «морских внедорожниках».
Некоторое время назад мы уже рассказывали читателям о круизере Targa 44, который совершил пробный набег на беломорские просторы в рыбопромысловых целях. В этой статье речь пойдет о такой же лодке, которая проводит там уже четвертый сезон. Ее владелец, бизнесмен из Москвы Сергей Реботенко, в течение пяти лет ходил на другом финском «морском внедорожнике» Nord Star 31 Patrol, однако со временем возникла потребность взять катер покрупнее. Он долго и тщательно присматривался к трем разным моделям, но окончательный выбор все же пал на Botnia Targa 44.
Лодка постоянно базируется в Московской области, а в конце июня капитан Алексей Козлов перегоняет ее в Кандалакшский залив — богатую живописными островами южную часть
Белого моря, где владелец любит отдыхать с семьей и друзьями.
«Если нужно спешить, то переход из Москвы по внутренним путям через Беломорско-Балтийский канал можно уложить в три с половиной дня,— поясняет Алексей.— Но мне нравится идти не спеша, вразвалочку, и на такое плавание уходит дней пять». Изначально речь шла исключительно о модели с транцевыми колонками, так как на Волго-Балтийском пути и в самом Белом море никто не застрахован от встречи с дрейфующими у поверхности воды бревнами.
«Мы пару раз цепляли топляк,— делится Алексей, — для винтов на валах и днищевых колонок такой контакт на скорости всегда оборачивается ремонтом, а поворотно-угловые колонки при ударе откидываются: винты не страдают, и можно продол жить путь». Водометы, по его словам, экономически неоправданны, если только нет специальной задачи ходить по мелководью.
При всей природной красоте Белого моря селения на его берегах не могут похвастаться наличием хотя бы минималь ной инфраструктуры. Места, где есть какие-никакие причалы, облюбованы промысловиками, ревностно охраняющими свою вотчину, а с бункеровкой дело обстоит еще хуже. Топливо приходится возить с автозаправки за 40 км; спасает, что на этой Targa 44 установлены топливные баки увеличенного объема (2 т), позволяющие проводить эту «войсковую» операцию не очень часто. Подобные неудобства сильно ограничивают яхтенную экспансию на север, к Горлу Белого моря (пролив, отделяющий Терский берег Кольского полуострова от Зимнего берега материка. — Прим. MBY), где на изумительно красивых, но пустынных берегах бдят пограничники, требующие всевозможных разрешительных бумаг.
В течение лета Targa 44 редко покидает Кандалакшский залив, но в пределах этой «домашней» акватории экипаж лодки постоянно предпринимает походы. В этом году перед началом сезона владелец решил ненадолго вернуть судно на верфь в Финляндию, чтобы надстроить свес флайбриджа.
«Наша схема эксплуатации показала, что необходима дополнительная техническая площадка для тендера,— поясняет Алексей Козлов.— Если возить надувную лодку на транцевой платформе, то неудобно, например, пользоваться кормовым якорем. Удлиненный флайбридж и кран-балка позволяют нам держать наверху небольшой RIB». Четыре года назад, когда эта Targa 44 строилась, верфь только разработала данную модификацию, но теперь уже предлагает ее в качестве опции при заказе лодки. Кроме того, свободная купальная платформа необходима владельцу для проведения водолазных спусков, поскольку он увлекается дайвингом и часто ныряет с друзьями. Чтобы не портить внешний вид судна и сохранить тиковое покрытие, он принял решение не заниматься набивкой водолазных баллонов на борту и отказался от компрессора. Вся подготовка снаряжения осуществляется заранее, на берегу, а для транспортировки предметов, способных повредить поверхность палубы и пайол, в моторном отсеке между баками и двигателями оборудованы дополнительные емкие металлические рундуки. Одновременно на Targa 44 выезжают до шести дайверов: на палубе достаточно места, чтобы комфортно облачаться в гидрокостюмы, а капитану не составляет труда подобрать три пары, если группа разделится.
Нет на северо-западе рыбака, который не слышал бы о сказочной беломорской тресковой рыбалке, когда рыба клюет даже на загнутый гвоздь, а уж на приманку в виде крупных червей-пескожилов бросается сломя голову.
«Однажды мы отправились к Терскому берегу за треской, и одновременно с борта Targa 44 ее ловили почти два десятка человек,— вспоминает Алексей.— Разумеется, с таким экипажем на борту мы осторожно шли по тихой погоде, соблюдая предельную осторожность».
Из рассказа капитана легко понять модель использования этой лодки: она, по сути, является разъездным судном, связывающим отдькающих на островах людей с материком, и позволяет заниматься теми немногочисленными видами отдыха на воде, которые доступны на широте Полярного круга.
«У нас не стояла задача создать суперкомфортные условия на борту,— поясняет Алексей,— это просто надежная рабочая лошадка, которая нас полностью устраивает. Для северного региона у Targa 44 минимум недостатков: например, если не включать дополнительный отопитель, при минусовой температуре запотевают бортовые иллюминаторы в салоне. Еще мне не хватает системы перекачки топлива между баками... Зато удовольствие от управления яхтой в шторм не сравнится ни с чем! Недавно в Ботническом заливе мы попали в ужасные условия: скорость ветра доходила до 45 м/с, и все уже начали лихорадочно соображать, где бы пересидеть непогоду. Но судно выдержало шторм без каких-либо повреждений, и с тех пор мы стали доверять ему еще больше».
В конце августа в Карелию приходят первые холода, и Targa 44 отправляется тем же маршрутом обратно, домой, на зимовку, хотя однажды ей случилось застрять в Кандалакше до весны.
«Мы задержались в Карелии до октября, и я предварительно связался с диспетчерами Беломорканала, которые подтвердили, что проход по шлюзам будет открыт до 15-го числа,— вспоминает Алексей Козлов.— Но когда мы вышли в путь, оказалось, что три камеры северного склона уже осушили, хотя южный работал, как и обещали. Море уже местами начинало замерзать, пришлось срочно консервировать яхту и подыскивать место для зимовки на берегу в Кандалакше, что оказалось весьма непростой задачей».
В этом сезоне у владельца Targa 44 были планы отправиться по Балтике на юг Норвегии, чтобы походить на своей лодке в известных красотой фьордах, но главной целью его путешествий все равно остается Белое море, поскольку таких закатов и белых ночей нет больше нигде на Земле.
|