Приветствую Вас, Гость
Главная » Легендарные корабли XX века
Легендарные корабли XX века

Вторая мировая война у многих ассоциируется с Курской дугой, бомбардировкой Лондона, падением Эбен-Эмаэля и деяниями одиозного Эрвина Роммеля по прозвищу Лис Пустыни. И все же она не состояла из боев только на земле и в воздухе! У военно-морских сил каждой из сторон конфликта тоже есть свои памятные даты и легенды.

О них и пойдет наш рассказ.
Начнем с Японии и США, ведь их корабли представлены в World of Warships уже сейчас.


ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКАЯ КУКУРУЗА


Американский флот, пожалуй, не может похвалиться таким обилием культовых имен и связанных с ними событий, как флоты европейских стран. «Честер»? Всего лишь ответ на санкции Лондонского морского договора 1936 года. «Норт Кэролайн»? Один из самых эффективных линкоров США, но не более.


Два известнейших корабля Америки принадлежали к классу, названному в честь ее продовольственного центра, — штата Айова. Утверждая план проекта «Айова» в 1939 году, конгресс вряд ли мог предположить, что очередная попытка военных создать быстроходный дредноут с неприличной огневой мощью увенчается таким успехом, что одноименный головной корабль серии «Айова» продержится в строю аж до 1990 года и будет снят с вооружения из-за несчастного случая.
Но прежде его ждала долгая военная карьера... и короткая роль президентского такси.


Спущенный на воду для испытаний в феврале 1943 года в Чесапикском заливе, «Айова» уже в августе был направлен в Аргентину, где ему угрожало столкновение с немецким «Тирпицем», но судьба оказалась благосклонна к новичку. Вместо опаснейшего нацистского линкора экипаж «Айовы» противостоял климату Касабланки и имел честь принимать на борту самого Франклина Рузвельта, которого требовалось доставить на Тегеранскую конференцию и обратно.
Боевое крещение «Айова» прошел в Тихом океане в январе 1944 года во время операции на Маршалловых островах. Первый месяц боевого дежурства выдался ударным: атака на атоллы Кваджелейн и Эниветок, осада японской базы на острове Трук и последующая зачистка его акватории, удары по Сайпану, Тиниану, Рота и Гуаму в Марианском архипелаге.


С апреля и до июля дредноут побывал в Холландии, Айтапе, Вакде и заливе Гумбольдт, а также участвовал в повторных атаках на Марианский архипелаг. Самое впечатляющее сражение ждало экипаж 19 июня, когда японцы устроили четыре масштабных авианалета, но лишились почти всей имеющейся палубной авиации. Второго Перл-Харбора не вышло.


Наконец, после череды затяжных боев «Айова» в январе 1945 года получил приказ вернуться в Сан-Франциско для капитального ремонта. Долго он там не пробыл, поскольку участие опытного экипажа требовалось в важнейшей операции на Тихоокеанском фронте — вторжении в Японию. Многомесячные бои в Стране восходящего солнца закончились в Токийском заливе 2 сентября, где «Айова» сыграл роль в церемонии подписания японцами капитуляции.


ЛИНКОР СУДЬБЫ


Спущенный на воду в январе 1944 года на нью-йоркской верфи «Большой Мо», как его любовно называли моряки, или линкор «Миссури» класса «Айова», в боях, в отличие от своего собрата по серии,активно не участвовал. Имея эффективную систему ПВО и мощную броню и к тому же считаясь одним из самых быстроходных линкоров, он служил всего-навсего прикрытием для авианосных групп в составе Тихоокеанского флота.


Однако свой кусочек боевой славы «Большой Мо» все-таки заработал: он использовался для артиллерийской поддержки пехоты при штурме Иводзимы. В ходе этой операции линкор атаковали самолеты-камикадзе, и вмятину от одного из них видно по сей день. Помимо этого «Миссури» прикрывал высадку пехоты на Хоккайдо и Хонсю, а также участвовал в массированной атаке на Окинаву.


По сравнению с заслугами «Айовы» достижения «Мо» скромны, но именно на флагмане адмирала Хэлси был подписан акт о капитуляции Японии, что повысило статус «Миссури» до культового. Так у США на целых пятьдесят лет появился абсолютный символ военной мощи и грозный политический рычаг на мировой арене.


Линкор то и дело отправляли в консервацию, задействовали вновь, например для войны в Корее, и превращали в учебный корабль, чтобы в итоге включить в знаменитый «флот из шестисот кораблей». Этот флот был важной частью политической программы Рональда Рейгана на выборах 1980 года, а уж дредноут, считающийся символом армии и входящий в число самых живучих кораблей в истории, прошедших несколько войн, подходил для программы Рейгана просто идеально.


Свой последний залп «Большой Мо» дал в 1991 году в Персидском заливе, после чего отправился на вечную стоянку в Перл-Харборе. Что любопытно, с его палубы видно место гибели «Аризоны» — линкора, уничтоженного во время знаменитого японского авиаудара. «Аризона» продержался пятнадцать минут и стал первой жертвой со стороны США на новом фронте Второй мировой войны.


ЖЕРТВЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ


В судьбе «Ямато» и «Мусаси» — самых известных кораблей Японии, опять же принадлежащих к одному классу, — тоже было немало интересного. Как и немецкие «вундервафли», суда типа «Ямато» имели репутацию бесполезных монстров, пугающих своим видом лишь чаек да крестьянских детишек. Много позже на флоте даже появилась поговорка: «На свете есть три бесполезные вещи: пирамида Хеопса, Великая Китайская стена и линкор «Ямато».
Как же вышло, что к самой мощной артиллерийской платформе XX века, оснащенной девятью орудиями калибра 460 мм и способной выдержать больше десяти попаданий торпед (против шести в случае «Айовы»), стали относиться с таким пренебрежением?


А все из-за глупости человеческой.


Спущенный на воду в августе 1939 года «Ямато» был признан боеспособным только в мае 1942 года и лишь в июне впервые вступил в бой у атолла Мидуэй. Однако он не сделал ни единого выстрела, поскольку стоял в трехстах милях от места событий. Японское командование вечно берегло свои суперлинкоры для серьезных битв, чтобы в итоге оказаться ни с чем, но прежде экипажу «Ямато» предстояло пережить три ужасно скучных года.


Своеобразное боевое крещение корабль получил, словив торпеду у острова Трук в декабре 1943-го, где он выполнял роль плавучего штаба Объединенного флота. Заглотнув пробоиной 3000 тонн воды и лишившись погреба кормовой башни главного калибра, «Ямато» вышел из игры вплоть до июньского сражения 1944 года в Филиппинском море. Но и в этом бою его ждало фиаско. Противник, которого обстреляли орудия ПВО японского линкора, оказался... принадлежащим к Императорскому флоту.


В октябре того же года экипаж «Ямато» в конце концов очутился в сражении. Надеясь остановить высадку США на Филиппинах, Япония задействовала план «Сё-Го», разработанный специально с учетом использования тяжелых кораблей. Впрочем, к тому времени выбора все равно не оставалось, поскольку из-за критических ошибок командования ряды Императорского флота сильно поредели.


Группа из пятнадцати эсминцев, десяти тяжелых и двух легких крейсеров, а также пяти линкоров, включая «Ямато» и «Мусаси», приняла на себя первый удар от американских подлодок 22 октября и с ходу лишилась пары эсминцев. Потеряв еще и «Мусаси», командующий группой вице-адмирал Курита попытался отступить, но его быстро развернули в сторону залива Лейте. В ходе затяжного сражения Курита проявил себя как бездарный командир, да и его артиллеристы тоже, мягко говоря, не блистали. 460-й калибр явно оказался не в тех руках.


Тем не менее это сражение вошло в историю как единственное в своем роде: орудия линкоров и крейсеров проиграли самолетам авианосцев США со счетом 1:3. После такого позора «Ямато» оставалось только погибнуть, по возможности — с честью.


Не вышло.


Ему отвели ключевую роль в операции «Тэнитиго», которая сама по себе была безумием: отбить масштабное наступление американцев на Окинаву, а в случае неудачи выброситься на берег и, превратившись в своего рода крепость, помочь пехоте. Но 7 апреля удача повернулась к Японии кормой — «Ямато» и его эскорт ничего не могли противопоставить 227 самолетам США. После попадания десяти торпед,тринадцати авиабомб и смещения кормового орудия символ могущества Японии как морской державы пошел ко дну.


«Мусаси» и то погиб более зрелищным образом.


Флагман Императорского флота, как и «Ямато», долгое время проходил испытания и лишь в 1943 году отправился к острову Трук, где должен был выступить в качестве флагмана. Его «боевое крещение» стало таким же, как у «Ямато», — торпеда и 3000 тонн воды, — правда, злосчастную железку в кормовую часть «Мусаси» получил уже в море.


Первый и последний бой с участием этого линкора тоже состоялся на Филиппинах во время операции «Сё-Го». Судьба зло подшутила над «Мусаси»: американские самолеты по неизвестной причине сосредоточили огонь именно на нем. Агония длилась шестнадцать часов. Все это время экипаж поддерживал корабль на плаву — невероятное достижение после попадания почти двадцати торпед и семнадцати авиабомб.


Но «Мусаси» не дотянул до берега, как того хотел контр-адмирал Иногути. В 19:36 корабль пошел ко дну вместе с 1043 членами экипажа и самим Иногути, запершимся в каюте. Американцы в этом эпическом противостоянии потеряли всего-навсего восемнадцать самолетов из двухсот пятидесяти девяти.


Военные эксперты частенько спорят, какой линкор лучше, мощнее, быстрее и у кого ствол кормового орудия длиннее. Но история «Ямато» и «Мусаси» служит прекрасным примером того, как глупость нескольких человек приводит к бессмысленной потере мощнейших кораблей в истории XX века.
Что же до американских кораблей... пусть их не боялись так, как «Бисмарка» и «Тирпица», но именно на борту «Миссури» была поставлена точка в войне между Японией и США.
Среди стальных бойцов ВМФ СССР есть свои герои и свои легенды. Пользуясь случаем, мы решили рассказать о двух прославленных боевых кораблях СССР.


В ЗНАМЕНИ - ЧЕСТЬ, В ОРУЖИИ - СЛАВА


Военно-морской флот СССР начали формировать в 1918 году из остатков Российского императорского флота, почти полностью уничтоженного в результате Октябрьской революции и Гражданской войны. До начала тридцатых годов РККФ (Рабоче-крестьянский Красный флот) находился в плачевном состоянии, и лишь в первую пятилетку, во время усиленной индустриализации страны, ситуация стала резко меняться.


К 1941 году ВМФ Советского Союза включал в себя Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский флоты, а основой военно-морской мощи должны были стать передовые линкоры типа «Советский Союз», но начавшаяся война помешала этим планам осуществиться. Тем не менее морские силы СССР по меркам тех лет были вполне существенными: три линкора, семь крейсеров, без малого шестьдесят эсминцев, двести с лишним подводных лодок и масса вспомогательных военных судов. Еще примерно столько же готовилось сойти со стапелей.


ЛИНКОР «МАРАТ»


История легендарного корабля начинается в 1909 году. При постройке на заводе в Санкт-Петербурге его нарекли '«Петропавловском». Корабль относился к линкорам типа «Севастополь» и обладал самым передовым на тот момент вооружением. Двенадцать орудий главного калибра могли достать противника на расстоянии в 24 километра — а это мировой рекорд для своего времени!
После революции в кают-компании установили бюст лидера Великой французской революции Жан-Поля Марата, в честь которого вскоре и переименовали корабль. Позднее, уже в тридцатых годах, его серьезно усовершенствовали и «Марат» стал флагманом военно-морских сил на Балтике.
В 1941 году он активно участвовал в обороне Ленинграда, заняв позицию в бассейне ленинградского Морского канала. Для увеличения и без того внушительной огневой дистанции командир корабля применил своеобразную хитрость — затопил несколько отсеков по противоположному от берега борту. От этого «Марат» накренился и башни главного калибра задрали носы еще на несколько метров.


9 сентября прозвучал первый залп. Восемь суток «Марат» безостановочно обстреливал немецкие позиции, полностью блокировав наступление на Ленинград в зоне действия своего вооружения. Прежде такое не удавалось никому!


Немецкое командование всеми силами пыталось обезвредить корабль, но даже эскадрилья из двадцати семи бомбардировщиков не преуспела в этом. Команде «Марата» удалось, не прекращая вести огонь по заданным наземным целям, отбить авианалет и уничтожить несколько бомбардировщиков. От бесконечной пальбы орудия раскалялись докрасна, и матросы вынуждены были остужать их ледяной водой канала.


Лишившись нескольких орудий, корабль отошел в Кронштадт на ремонт, и именно в этот момент некий ас люфтваффе применил против него новую бронебойно-фугасную бомбу — немецкие инженеры разработали ее специально для борьбы с тяжелобронированными целями вроде линкоров. В своих мемуарах тот пилот потом писал, что атаковал «Марат» дважды. Первая бомба упала в воду и не причинила особого ущерба, но второе попадание стало роковым. Сверхтяжелый снаряд проломил пол в носовой части и взорвался внутри порохового погреба.


Линкор разломился пополам и лег на грунт, а орудие главного калибра обрушилось в образовавшуюся дыру, однако глубина гавани была небольшой и часть корабля осталась над водой. Даже будучи полузатопленным, «Марат» самоотверженно продолжал воевать! Выжившие матросы отражали атаки самолетов противника с помощью уцелевших зенитных установок. Они израсходовали восемь тысяч единиц боеприпасов — рекордное количество за все время службы корабля.


Позднее командование ВМФ решило частично восстановить боеспособность линкора и превратить его в плавучую батарею. Корму подняли, осушили и отремонтировали; первую башню главного калибра списали, но остальные три удалось восстановить. Подбитый, но не сломленный, корабль вернулся в строй и продолжил сражаться за Ленинград до победного.
А в 1943 году кораблю вернули его первоначальное имя — «Петропавловск».


КРЕЙСЕР «КРАСНЫЙ КРЫМ»


Теперь давайте перенесемся из холодного Балтийского бассейна на Черное море.
«Обеспечить полное господство на театре военных действий...» — вот так, просто и лаконично, звучал приказ высшего командования Черноморскому флоту. Но, как обычно, сказать проще, чем сделать.


Черноморский флот к началу войны был вторым по мощи после Балтийского и имел более удачную систему базирования. Севастополь, Одесса, Новороссийск, Николаев, Туапсе и другие военно-морские базы находились в боевой готовности еще со времен Российского императорского флота. Корабельные силы включали двадцать пять надводных машин. В Черном море несли службу линкор «Парижская коммуна» (тоже герой Великой Отечественной) и пять крейсеров. Среди них — «Красный Крым», базировавшийся в Севастополе.


Война на Черном море началась в ночь на 22 июня 1941 года. В это время крейсер стоял в доке на плановом ремонте. Вынужденно завершив в спешном порядке все работы, команде пришлось взять курс на осажденную Одессу. Первый раз сигнал воздушной тревоги моряки услышали на подступах к городу, и вскоре в небе показалась группа пикирующих бомбардировщиков «Штука». Улучшенные бортовые орудия помогли отбить атаку, создав в воздухе заградительную стену огня. Боевое крещение прошло успешно.


Уже на следующее утро «Красный Крым» вместе с эсминцами «Фрунзе» и «Дзержинский» вел с моря ожесточенный обстрел сухопутных позиций румынской пехотной дивизии. Полтысячи снарядов из 133-миллиметровых главных орудий обрушилось на одесский берег. Вражеское наступление было сорвано.


Через месяц перед командиром крейсера поставили новую задачу: обеспечить высадку десанта в районе деревни Григорьевка, чтобы солдаты могли нанести контрудар под Одессой. Эта операция уникальна в своем роде — еще никто и никогда не высаживал десант во время оборонительных операций. Вдобавок крейсер попросту не способен подойти близко к берегу — из-за большой осадки и водоизмещения.


Тем не менее команда справилась. Ночью 23 сентября, притом что корабль не прекращал артиллерийский обстрел плацдарма, десантники, следуя белой меловой разметке на палубе, сошли по заготовленным заранее трапам и расселись по шлюпкам. Потери оказались минимальны. Успешно прошел и контрудар.


С тех пор «Красный Крым» прозвали десантным крейсером».


Не было такого места на Черном море, где он не появлялся или не воевал. «Красный Крым» активно участвовал в Керчен-ско-Феодосийской десантной операции, в битве за Кавказ и многих других сражениях. Он совершил сотни походов с десантниками на борту и перевез в своих трюмах тонны вооружения, боеприпасов и продовольствия. Этот крейсер воистину многое сделал, чтобы обеспечить условия для будущей победы.


Про команду «Красного Крыма» в народе судачили, что они родились в рубашках. Как ни удивительно, за все годы войны корабль ни разу серьезно не пострадал, хотя многократно находился на грани гибели.


За проявленную в боях с немецкими захватчиками отвагу и за героизм личного состава экипаж крейсера удостоили звания гвардейского. В ноябре 1944 года «Красный Крым», возглавив эскадру боевых кораблей Черноморского флота, торжественно вернулся в Севастополь под гром канонады артиллерийских салютных выстрелов. На мачтах в тот день подняли флажный сигнал «Привет от победителей непобежденному Севастополю!».


Конечно, мы оставили за бортом еще много подвигов, совершенных боевыми кораблями ВМФ СССР и союзников. Взять хотя бы историю крейсера «Максим Горький» или линкора «Парижская коммуна» — там тоже немало героического. И мы уверены, вам захочется узнать о них как можно больше, стоит только встать за штурвал в World of Warships.


Главная заслуга игры в том, что после пары часов онлайновых баталий руки сами собой тянутся к энциклопедии. Игре с легкостью удается заинтересовать военной историей, навигацией и всеми этими величественными кораблями! Даже если прежде вы были равнодушны к ним.

Категория: Военные корабли | Просмотров: 6957 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]